Сайт инициативной группы
и строительного отряда
памятника "17 мгновений весны" на Родине главного героя
романа Юлиана СЕМЕНОВА и фильма Татьяны ЛИОЗНОВОЙ
ИДЕЮ СООРУЖЕНИЯ ПАМЯТНИКА ПОДДЕРЖИВАЮТ
Живой Журнал
Новые Известия
Независимая Молдавия
Украинская "Гривна"
New:Якиманка
ВИДЕОСЮЖЕТЫ
РЕН ТВ в селе Исаево Владимирской области
ТВЦ об антикризисной еде, которая всегда успешно применялась на родине Штирлица в трудные времена
__________________________________________________________________
ТОЧКА ЗРЕНИЯ!
Чекизм
24.12.2004 15:11 |
Московские Новости
|
|
|
Враги и защитники отечества. Потомки трех богатырей и Штирлица
стали государственной крышей
Все, что написано здесь, навеяно событиями на Украине. Не будь этого
информационного повода, можно было бы написать то же самое.
У нас в народе издавна любят чекистов, слагают о них легенды. Кто наши первые
чекисты? Три богатыря во главе с Ильей Муромцем, бережно охранявшие рубежи
нашей Родины. Их пограничные подвиги еще задолго до того, как пограничные
войска стали подчиняться КГБ СССР, свидетельствовали о том, что наша граница
священна, поскольку враги - это нечисть, которая стремится к перерождению нашей
сущности. От Ильи Муромца до Штирлица, памятником которому можно было бы при
всеобщем ликовании прикрыть зияющую пустоту в центре Лубянки, простирается
простор мифологического энтузиазма чекистской темы. Конечно, есть некоторое
количество обиженных соотечественников, которые в той или иной степени
пострадали от чекистских подвигов, но было бы наивным полагать, что внешний
враг неспособен переродиться во внутреннего врага, который, в свою очередь,
нуждается в искоренении.
Я не знаю, был ли когда-либо в Советском Союзе построен социализм (это вопрос к
Марксу). Но тому, что Советский Союз мог выстоять столько лет, несмотря на
враждебное окружение и грубое несоответствие советских ценностей основным
требованиям человеческой природы, мы обязаны двум вещам: склонности нашего
народа к утопическим проектам и институту чекистов. По сути дела, именно
чекисты были наиболее последовательными государственниками внутри властных
структур всесоюзной колыбели мировой революции. Пока партия бесконечно
колебалась между идеологическими мифами и государственным строительством,
чекисты уже с конца Гражданской войны становятся умной организацией
государственного порядка с гибкой кадровой политикой и многочисленными
инициативными предложениями, которые простонародно можно было бы обозвать
провокациями. Огромное обаяние этой организации, сумевшей в 1920-е годы создать
видимость экономической свободы (НЭП), подчинить себе или просто-напросто
организовать эмигрантские центры, хорошо почувствовала на себе русская
интеллигенция. Запугав (порой до смерти) непослушных, отправив философов за
границу, чекисты нашли возможность работать с колеблющимися элементами,
вступили в тесный контакт с творческой элитой. Со своей стороны, Горький,
Маяковский, Бабель и сколько еще других писателей дружили с чекистским
руководством. История подлинных взаимоотношений интеллигенции и чекистов еще не
написана. Не написана и трагическая история самих чекистов, которые, отдав
коммунистическому государству свои способности, разгромив Церковь и кулаков,
были вынуждены пытать и убивать своих же товарищей в годы великого сталинского
террора. Однако, несмотря ни на что, чекисты создали о себе миф всевидящей и
всезнающей карающей организации, который пережил распад СССР.
Теперь, когда мы не можем рассчитывать на народный энтузиазм, либеральные
партии и честные симпатии Запада, приходится признать, что единственной силой
современной России оказывается воля к порядку и самосохранению. Потеряв утопию
как основу национальной идеи, Россия сама себя привела к новой и единственно
возможной идеологии. Имя ей - чекизм. Чекизм является сегодняшней
государственной крышей, хотим мы этого или нет. Призвана вся чекистская рать -
от курсантов до отставников. Остальные, как у Достоевского в "Бобке",
бесстыже обмениваются посмертными мнениями. Чекизм - это, сказал бы Ленин,
последний клапан. Смысл этого явления неоднозначен. Он имеет исторические корни
и в разных видах под разными лейблами опробован в государственной машине
России, начиная с Ивана Грозного.
Чекизм состоит из следующих вещей. Верный своей природе, он создает и
культивирует двуединого врага: внешнего и внутреннего. Этот враг призван
разрушить государственную целостность России (или, по крайней мере, нанести ей
вред) - с этой страшной идеей народ, даже при всей своей усталости и
политической забитости, не готов согласиться. Народ сам по себе является
ударной идеей чекизма, которую он стремится возродить как клиента, нуждающегося
в постоянной опеке. Несмотря на то, что народ - архаическое понятие, в России у
этого понятия еще не исчерпан ресурс, и при умелом ведении дел им еще можно
пользоваться.
Внешним врагом России легко сделать кого угодно - стоит только захотеть. Что
касается внутреннего врага, то чекизм стремится к организации уникальной
национальной ниши. Наша самобытность (что бы ни вкладывать в это слово) - конек
чекизма. Нет, больше того: Первая конная армия. Здесь чекизм и патриархия могут
застыть надолго в скульптурной позе Мухиной. У нас теперь два внутренних врага:
коммунизм и капитализм. Поскольку человечество, кроме этих двух идеологий,
ничего другого в данный период времени (за исключением пережитков племенного
строя в некоторых частях Африки) не имеет, надо признать, что это - сильный
ход. Коммунизм в России не продуктивен, а для капитализма не продуктивна Россия
- все сходится. Чекизм инстинктивно движется выполнить запросы простого народа.
У нас не любят, если сосед (тем более еврей) живет лучше нас. Богач - вор. Даже
зажиточный человек - не наш. Слово "кулак" выдумал народ, а не
коммунисты. Но мы зато охотно допускаем, что начальство может и даже отчасти
должно жить лучше нас. Мы с детства ходили по различным Грановитым палатам и
уважали роскошь начальства. Начальство для народа - неизбежное зло, с которым
надо мириться. Деньги власти мы уважаем больше, чем власть денег. Дары, подарки
и дачи мы любим больше, чем свою работу. Чекизм (на уровне, прямо сказать,
гениальности) выстраивает начальственную вертикаль: он дает возможность
начальникам обогатиться (почти бухаринский ход), а догадливому богачу - влиться
в послушное начальство. Чекизм готов к тому, чтобы возглавить Россию на всех
ступенях власти.
Понятно, что при таком казенном производстве мы далеко не уедем - но куда нам
ехать? Простой народ удивительно неприхотлив. Главное - его не надо дразнить.
Мы останемся у себя дома и немного прикроем окна. Понадобится больше - прикроем
больше. Идеально было бы либо окружить себя китайской стеной, либо завоевать
весь мир. Но чекизм неотрывен от действительности и информирован лучше всех.
Чекизм знает: достаточно придумать заговор декабристов и посадить сто человек -
Россия замолкнет на годы. Целых двадцать лет молчала Россия при Николае Первом
- идеальный пример. Двадцать лет - нормальный срок. Это ровно столько, сколько
отделяет любого зрелого чекиста от заслуженной пенсии.
Конечно, чекизм будет стремиться к тому, чтобы обрасти какой-то подходящей
идеологической шкурой. Голый чекизм, при всей его замечательной "фитнессти",
может простудиться на сквозняках грядущей мировой истории. Если чекизм, с
приятной горчинкой цинизма, имеет государственное право на безнаказанность,
если он говорит то, что не думает, и делает все, что считает необходимым, ему
нужна, по контрасту, красивая моральная ширма духовных и душевных оттенков.
Сейчас, в отсутствие ширмы, чекизм играет в проходную игру: сначала - порядок,
потом - демократия. Красавец Николай Первый, наверное, тоже, сидя порой на
горшке, думал о конституции.
Есть ли у чекизма реальные слабости?
Они заключаются лишь в отражениях. То на Западе скажут какую-то гадость, то в
самой России какой-нибудь щелкопер напишет пасквиль. Цикличность, или порочный
круг, российской истории обещает, конечно, в будущем отмену крепостного права,
пору реформ, революцию арктических цветов иван-чая - но это потом. А сейчас
чекизм - единственный гарант целостности России. Каратель, правда, не
созидатель. Но фатализм есть фатализм.
Виктор Ерофеев
Стр. 1
2
3
5
6
7
8
9
Письма - сюда
|